CMYK или Pantone?

Чем обусловлено использование смесевых красок (в «противовес» триадным) — об этом мы говорили здесь. Повторим ещё раз самое важное.

Использование смесевых красок позволяет заказчику достичь двух главных целей:

  1. Возможность получить цвета и оттенки, которые выходят за рамки цветового охвата CMYK-красок. Смесевые краски по системе Pantone позволяют в некоторых областях спектра (синий, зеленый, коричневый) получить цвета, которые невозможно воспроизвести, используя CMYK. К тому же в системе смесевых красок есть возможности использовать «экзотические» краски – люминесцентные, металлизированные (серебро, золото, бронза) и некоторые другие, что конечно же тоже недостижимо для CMYK.
  2. Возможность сократить затраты при печати некоторых видов продукции — когда нет цели получить реалистичное изображение, но есть желание, чтобы элементы на странице (графика, текст) имели цвет, отличный от черного. При этом снижение красочности не приводит автоматически к снижению затрат, а достичь этого возможно лишь при соблюдении ещё некоторых условий.

С пользой от описанного в пункте 1 все достаточно очевидно, а вот про нюансы выгод, описанных в пункте 2, поговорим подробней.

Моделируем ситуацию. Возникла задача смакетировать листовку, при печати которой планируется использовать лишь два цвета – черный и темно-синий. Черный — для текста, а темно-синий — для текстовых заголовков и (или) для печати нереалистичных изображений. Если бы стояла задача получить реалистичное изображения (на рисунке — изображение-1), то без CMYK было бы не обойтись, но нереалистичное изображение (собаки такой окраски в природе не встречаются, поэтому подобное изображение в контексте данного разговора мы называем нереалистичным) можно получить одной или двумя красками, не прибегая к использованию CMYK.

Решение, лежащее на поверхности: вместо того, чтобы собирать темно-синий цвет из 2-3 триадных красок, следует взять один цвет из палитры смесевых красок Pantone и, таким образом, легко и изящно решить задачу. Ну а что — вместо 4-х (если бы все печатали CMYK) фотоформ и форм, мы должны сделать лишь 2 (для черной краски и Pantone) — экономия в формных процессах и затратах на приладку при печати налицо.

Не все так просто. Дело в том, что если у типографии в наличии лишь 4- или 5-секционные машины, — в этом случае описанная выше «экономия» выйдет заказчику боком. Такой 2-красочный заказ будет стоить дороже 4-красочного, но реализованного в CMYK. Напомним, что секции 4-секционной машины заправлены триадными красками и при печати очередных заказов, реализованных в пространстве CMYK, печатник лишь меняет формы, а полную смывку машины не производит. Если же стоит задача использовать краску из палитры Pantone — смывка в какой-либо секции неизбежна. А значит неизбежны затраты времени, а следовательно — затраты финансовые (напомним: типография продает вам свое время ). И экономия на формах и приладочных листах — не спасает. Прибавьте к этому относительную дороговизну красок Pantone и временнЫе затраты на замес нужного оттенка вручную и картина ещё более прояснится. Поэтому описанная выше технология экономии при снижении красочности путем введения краски Pantone — практически не работает в случае использования машины с 4 секциями и выше. А работает лишь при использовании 2-секционной машины да и то — после определенной величины тиража.

Почему работает при 2-секционной машине? Потому что при печати CMYK на таких машинах печатник так или иначе вынужден осуществлять смывку — чтоб напечатать одну сторону в CMYK, надо осуществить 2 прогона листа через машину, поменяв после первого и формы и краски в секциях. И в этом случае печать в один прогон (черный + Pantone) на 2-секционной машине конечно же выглядит предпочтительней, чем печать в 2 прогона (CMYK). И экономичность эта неизбежно начнет проявляться после перехода тиража через определенную границу.

Еще одна ситуация. Заказчик, добиваясь все той же экономии, смакетировал книгу под твердый переплет, в которой 20% страниц смакетированы в CMYK, а 80% — в 2 краски (черный + Pantone). При этом Заказчик не задумывался — каким образом его CMYK-страницы разлетятся по монтажным листам после операции спуска полос. и с какими страницами они там окажутся по соседству. Если же на лице или обороте печатного листа оказывается хоть одна страница с Pantone в окружении CMYK-страниц — фактически вы всю сторону (или две) печатного листа должны печатать в 5 красок (CMYK+Pantone). И о какой экономии тут может идти речь — совершенно не понятно.

Вывод из вышесказанного: Если вы планируете использовать краски из палитры Pantone не в силу преимуществ, описанных в пункте 1, а из желания получить экономию при печати, — обязательно проконсультируйтесь об этом с менеджером или технологом типографии. Может так статься, что конфигурация печатного оборудования конкретной типографии, тиражность вашего заказа или же ваш макет не позволят достичь нужного вам эффекта.

This entry was posted in Что такое смик в полиграфии and tagged , , , . Bookmark the <a href="http://sunkomi.ru/cmyk-ili-pantone/" title="Permalink to CMYK или Pantone?" rel="bookmark">permalink</a>.

Comments are closed.