Технология теснения

Технология тиснения. Виды тиснения

Тиснение – это процесс получения изображения на бумаге, картоне, коже, кожзаменителе и т. д. при помощи разогретой до определенной температуры печатной формы (клише). тиснение

Печатная форма — клише. имеющая строение формы высокой печати (то есть печатные элементы возвышаются относительно пробельных элементов на ), под определенным давлением опускается на запечатываемый материал. В результате на материале формируется изображение. Изображение может быть красочным, в случае, если тиснение выполняется с использованием фольги (металлизированной, пигментной, голографической), или слепым (бескрасочное рельефное изображение), если в результате тиснения получается выпуклое изображение (конгревное тиснение), или вдавленное (блинтовое тиснение).

В современной полиграфии тиснением называют создание изображения на бумаге, картоне, коже, пластике и других переплетных материалах (ледерин, коленкор, бумвинил) давлением нагретым до определенной температуры клише, с использованием фольги и краски, или без них.

Виды тиснения можно классифицировать по степени деформации материала. В настоящее время различают три основных вида тиснения : плоское тиснение фольгой, блинтом и конгрев. Каждый вид тиснения может применяться как самостоятельно, так и в сочетании друг с другом.

Тиснение применяется при печати на визитках, открытках, наклейках, этикетках, бланках, упаковке (бумажной и картонной) и на многом другом.

Виды тиснения

Различают три основных вида тиснения: плоское тиснение фольгой, блинтовое (слепое) тиснение, конгревное тиснение. виды фольги

Тиснение фольгой — самое популярное. Принцип тот же, что и у блинтового тиснения. но в процессе тиснения на изображение наносится фольга, в том числе несколькими прогонами разных цветов. Изображение получается за счет цвета и высокой кроющей способности фольги, поэтому глубина тиснения небольшая. Тиснение фольгой. благодаря своим широким изобразительным возможностям, является самым распространенным видом тиснения и всегда осуществляется при помощи горячего клише. Фольга от температуры оплавляется и оставляет на поверхности металлический оттиск. Сегодняшний ассортимент полиграфической фольги позволяет реализовать самые смелые дизайнерские решения.

Блинтовое (слепое) тиснение — простейший вид тиснения без краски и фольги. Клише вдавливается в поверхность изделия. Образующиеся при этом углубленные элементы изображения лежат в одной плоскости. Для выполнения этого типа работ используют клише с высоким рельефом, чаще всего, латунное или магниевое. Блинт также может выполняться как с нагревом, так и без него. Качество оттиска в основном определяется усилием. Разновидностью блинтового тиснения считают тиснение «плашки», т. е. значительной по площади сплошной поверхности, с целью сглаживания грубой структуры поверхности материала для последующего, более качественного, тиснения фольгой (возможно одновременное тиснение фольгой («выворотка»)).

Конгревное (многоуровневое) тиснение — это получение рельефного изображения без краски и фольги при локальном сжатии материала между нагретой матрицей и холодным пуансоном (контрматрицей), которая представляет собой зеркальную копию матрицы. В процессе тиснения происходит деформация материала между матрицей и пуансоном, в результате чего изображение как бы возвышается над поверхностью материала. При этом элементы изображения лежат в разных плоскостях. Вот почему такое тиснение называется многоуровневым.

Плоское тиснение фольгой — тиснение с помощью нагретого клише, которое через фольгу под давлением переносит изображение на запечатываемый материал без изменения рельефа материала. В данном контексте фольга понимается не как металлическая алюминиевая пленка, привычная для нас в упаковке для конфет и шоколада, а как основа (в большинстве случаев лавсановая или полиэстеровая) с нанесенными на нее слоями красителя (пигмента) и металлизированного слоя + клеевой слой для переноса красителя на изделие.

Такой вид тиснения приобрел популярность, как элемент послепечатной отделки, несмотря на то, что когда-то давно принцип тиснения применялся непосредственно для печати. Для отделки готовой печатной продукции, такой как открытки, обложки книг, дипломы, меню, визитки, этикетки, упаковка, в основном применяетсяметаллизированная золотая и серебряная фольга. Однако, если вашей продукции необходимо придать более эксклюзивный вид, то на ваш выбор производители предлагают различные оттенки фольги с металлическим блеском, а также широкое многообразие рисунков дифракционной фольги, изменяющей свои цветовые оттенки под разным углом зрения. Для защиты многих документов и ценных бумаг очень часто применяется тиснение голографической фольгой. изготовленной по специальным заказам с предварительно нанесенным на нее изображением по макету заказчика. Такую фольгу изготавливают специализированные предприятия, а принцип переноса ее на бумагу и картон остается тот же, что и при тиснении обычной фольгой . Пресс для горячего тиснения. применяемый для переноса голографических изображений с рулона фольги, должен быть оснащен фотодатчиком, который считывает метки на рулоне фольги для определения местоположения голограммы на листе. Для таких целей отлично подойдет термопресс TDS 2 .

Помимо металлизированной фольги. существует пигментированная глянцевая и матовая фольга. На бумаге и картоне такая фольга приобретает вид обычного красочного слоя высокой насыщенности. Поэтомуплоское тиснение с пигментированной фольгой часто применяется при изготовлении визиток, открыток, а также (если нет возможности применять другие виды переноса изображения, такие как тампопечать или шелкография), то при тиснении по пластикам. Например, маркировка флаконов для бытовой химии, тюбиков, баночек; маркировка колпачков для вино-водочных изделий; оформление товаров народного потребления разноцветной фольгой — зубные щетки, канцтовары, кожгалантерейная продукция, расчески, футляры, заколки, обувные принадлежности, пластиковые контейнеры и пр.

Преимущества плоского тиснения пигментированной фольгой по картону и бумаге — это возможность получения глянцевого насыщенного красочного слоя без офсета и шелкографии, что, согласитесь, является отличным способом изготовления некоторых видов полиграфической продукции силами небольшого офиса или минитипографии, а также копировальных салонов и центров оперативной печати.

Кроме этого, фольга, являясь, по сути своей, сухой краской, позволяет избегать сложностей, возникающих при печати пастообразными и жидкими красками. Во-первых, оттиск фольгой не надо сушить, во-вторых, нет угрозы перетискивания краски и размытости контуров.

Также, выбирая горячее тиснение фольгой. как способ печати, можно одновременно осуществлять перенос изображения (картинок или текста) и создавать рельефную печать, придающую особую яркость изделию.

Конгревное тиснение — получение рельефно-выпуклого изображения, за счёт локального сжатия материала между нагретыми штампом и контрштампом. Конгревное тиснение может выполняться как с фольгой, так и без нее. Технология в основном применяется на стадии заключительной отделки полиграфической продукции. Метод способен не только придать значительный объем уже напечатанному шелкографией изображению, но и применяться самостоятельно. Изображение может быть как выпуклым, так и вогнутым. Достоинством данной технологии является способность придать продукции индивидуальность. Применяется для изготовления визитных карточек, фирменных бланков, ярлыков, приглашений и другой полиграфической продукции. Изображение получается с помощью штампа с углубленным рисунком и выпуклого контрштампа, расположенного с другой стороны запечатываемого материала. Различают окрашенный и неокрашенный (слепой) конгрев, одноуровневый и многоуровневый конгрев. Назван по имени У. Конгрева (1772-1828), английского конструктора, придумавшего данный вид тиснения.Слепое конгревное тиснение делается как холодным, так и горячим штампом.

Конгревное тиснение без фольги — (англ. embossing, нем. praegung) придание рельефа (в сторону наблюдателя) спрессовыванием материала между клише для конгрева (матрицы) и патрицы (контрматрицы, ответной части). Изображение делается выпуклым. Производиться либо холодным способом, либо с подогревом клише до 60 градусов Цельсия.

Конгревное тиснение с фольгой — как правило, процесс производиться в один удар (оттиск), то есть перенос фольги и придание рельефа происходит одновременно. В обычных условиях этот процесс разделяется на два: сначала припрессовывается фольга, вторым прогоном придается рельеф. В данном же случае, конгревное тиснение с фольгой позволяет вдвое сократить время, затрачиваемое на тираж. Единственное препятствие — дороговизна клише, технологически более сложного, чем обычно, а также наличие навыка работы в один удар у оператора пресса. Необходима высокая температура 110—160 градусов Цельсия и пресс, способный выполнять такие работы, например, Bobst или Gietz.

В случае конгревного тиснения с фольгой. фольга располагается между верхним штампом и изделием. Если для конгревного тиснения применять латунные клише, выполненные травлением, то можно получать многоуровневый конгрев . Одноуровневый конгрев выполнить проще, применяя металлические клише (медные или латунные), у которых все печатные элементы расположены на одном уровне.

Многоуровневое конгревное тиснение применяют при изготовлении и отделки открыток и папок из картона. Получающийся рисунок выглядит красиво и очень богато и привлекает своей необычностью. Если предприятие планирует заниматься производством открыток, то ему просто необходимо освоитьконгревный вид тиснения. чтобы не отставать от лидеров. Конгрев поможет расширить ассортимент открыток от простых до эксклюзивных дизайнов, от малых до больших тиражей.

Практический совет! Качественного конгревного тиснения можно добиться только с качественно изготовленным клише. Матрица и контрматрица (называемая также пуансоном) должны четко подходить друг другу по всем типоразмерам и отличаться по контуру строго на толщину запечатываемого картона или бумаги.

Клише — носитель информации — штамп. за счет которого требуемое изображение переносится на изделие. Представляет собой пластину, где пробельные элементы углублены относительно печатных. Клише может быть полимерным, цинковым, магниевым, медным, латунным, силиконовым.

При выборе клише следует определиться:

  • с тиражом,
  • видом тиснения,
  • типом пресса и его тоннажем,
  • способом крепления клише,
  • типом материала для тиснения,
  • опытом оператора пресса,
  • количеством отдельных тиражей с этого клише.

Материалы. используемые для изготовления клише для горячего тиснения: фотополимер, цинк, магний, медь, латунь, сталь, силикон.