Красочность полиграфии

В настоящей статье мы не будем ставить перед собой цель утомить вас специфической терминологией. На тему красочности написано немало книг и статей, на изучение которых вам потребуется масса времени. Здесь мы расскажем лишь о тех моментах, которые нужно знать начинающему заказчику типографии.

Красочность или цветность полиграфии. или просто о сложном.

профессиональная печать

  • 4+4 — означает, что на обеих сторонах издания используются 4 краски (черная, голубая, пурпурная и желтая).
  • 4+1 — на одной стороне используются 4 краски, а на второй стороне только одна краска (одна из перечисленных четырех).
  • 4+0 — используются краски 4-х перечисленных цветов только с одной стороны, а вторая остается белой.
  • 1+1 — на обеих сторонах используется краска только одного из четырех цветов (или черная или голубая или пурпурная или желтая).

При использовании всех 4-х красок офсетная печать называется полноцветной.

Как воспринимает цвет человек?

Для того, чтобы мы увидели цвет определенного предмета, нам необходим свет. Предметы, которые нас окружают либо сами являются источниками света (например, солнце или монитор), либо отражают свет, исходящий от источников. Свет представляет собой электромагнитное излучение с определенной длиной волны. Воспринимаемые человеком электромагнитные волны (видимый свет) — часть спектра с длиной волны примерно от 380 (фиолетовый) до 740 (красный) нанометров.

Наш глаз является своеобразным приемником света. Сетчатка глаза содержит два типа светочувствительных клеток-рецепторов: палочки, отвечающие за зрение в темное время суток (восприимчивы только к интенсивности света), и колбочки трех видов, отвечающие за цветное зрение. Каждый вид колбочек имеет максимальную чувствительность только к красному, зеленому и синему участку спектра, то есть к волнам определённой длины. Волны другой длины также воспринимаются всеми тремя колбочками, но в меньшей степени. Соответствие типов колбочек этим трём «основным» цветам обеспечивает человеку распознавание тысяч цветов и оттенков. То есть, свет, попадая на сетчатку глаза, раздражает клетки-рецепторы, чувствительные к различным участкам спектра света. Рецепторы через зрительный нерв передают полученные сигналы нашему мозгу, а мозг интерпретирует эти сигналы как видение цвета. Таким образом, наш мозг формирует картинку мира такой, какой мы ее видим.

Интенсивный сильный свет возбуждает все три типа клеток-рецепторов, и потому воспринимается, как излучение слепящего белого цвета. Равномерное раздражение всех рецепторов, то есть излучение всего спектра волн, вызывает ощущение белого цвета потому, что наш глаз не в состоянии разложить такое излучение на цветовые составляющие. Белый цвет — это содержащий все цвета излучаемый источником свет.

Предметы, нас окружающие, имеют способность отражать волны одной длины и поглощать волны другой длины. Именно отражаемый предметами свет попадает на сетчатку глаза и мы видим тот или иной цвет предмета.

Почему так очевидна разница между дизайн-макетом на мониторе и получившимся экземпляром?

Цветовые модели RGB и CMYK.

Экран монитора компьютера является источником света. Бумага — предмет, отражающий свет. Способы генерации цвета мониторами и полиграфическими печатными машинами противоположны. Именно поэтому, цвета картинки на мониторе и цвета бумаги, на которой это изображение напечатано, будут различаться.

При соединении лучей света различных цветов, цвет принято называть аддитивным цветом (add — добавлять, складывать; англ.). Система таких цветов работает с излучаемым источниками светом. В аддитивной системе используются цвета, воспринимаемые человеческим глазом как красный — Red, зеленый — Green и синий — Blue (цветовая модель RGB, используемая в мониторе). Если эти цвета смешать в равных пропорциях, получим белый цвет.

При вычитании из луча света один из цветов мы получаем какой-либо цвет. Полученный цвет принято называть субтрактивным (subtact — вычитать; англ.). Система субтрактивных цветов работает с отраженным светом (в нашем случае бумага отражает свет). В этой системе используются цвета, противоположные красному, зеленому и синему — голубой, пурпурный и желтый. Если смешать эти цвета в равных пропорциях, получим черный цвет. Это так называемая цветовая модель CMYK. Расшифровывается так: Cyan — голубой, Magenta — пурпурный, Yellow — желтый, blacK — черный. Теоретически, при смешивании голубой, пурпурной и желтой в различных пропорциях можно получить любой цвет и оттенок. А при смешивании в равных пропорциях всех трех красок, мы должны получить черный цвет.

Зачем в системе СMYK появился черный цвет, если при смешивании получаем черный цвет?

На схеме ниже очень хорошо видно, какой эффект дает наложение красок цветовой модели CMY друг на друга:

На практике, при смешивании в одинаковых пропорциях всех трех красок получается серо-коричневый грязный цвет. Объясняется это просто: насыщенность красок неидеальна, да и технологические погрешности в пропорциях смешиваемых красок дают тот самый эффект «грязного» цвета вместо идеального глубокого черного. Вот для получения чистого черного цвета в цветовую модель триадных красок, используемых в полиграфии, и введена самостоятельная черная краска, обозначаемая «blacK». В результате получилась та самая модель CMYK или «ЦМИК», как аббревиатуру произносят по-русски.

Итак, допустим, вы видите на экране картинку, выполненную в цветах RGB. Переведем ее в CMYK. В результате мы увидим как изменился цвет:

Этот процесс называется в полиграфии цветоделением.

Экран монитора использует адекватную восприятию цвета человеческим глазом систему цветов RGB, а в полиграфическое производство — систему цветов CMYK.

После выполнения цветоделения изображение «растрируется», то есть воспроизводится в виде многочисленных точек. Каждая точка соответствует цвету CMYK. Плотность размещения этих точек и определяет количество каждой краски в процентном соотношении, впоследствии позволяющее нам видеть полутона на готовом издании. Точки настолько близко расположены друг к другу, что когда мы смотрим на оттиск даже с небольшого расстояния, они сливаются, и наш глаз воспринимает изображение цветным, со множеством цветовых оттенков. Далее точки каждой из четырех красок переносятся на печатную форму (каждой краске – своя форма — этакая металлическая пластина). После этого все четыре формы загружаются в офсетную печатную машину, в которой на них наносится краска, которая переносится с форм на резиновые валы, а уже потом на бумагу.

Поверхность экрана монитора состоит из мельчайших точек — пикселов красного, зеленого и синего цветов. При подаче светового сигнала различной мощности на эти точки, они окрашивается в определенный оттенок своего цвета. Пикселы настолько малы, что даже с небольшого расстояния различить их невозможно. Комбинируя возможные цвета из 16 миллионов цветов RGB, мы можем получить любой оттенок.

Очень часто бывает так, что вам кажется, что дизайнер или верстальщик при изготовлении дизайна (макета), например, каталога вашей продукции использовал только модель CMYK, а при получении типографией макета, оказывается, что использованы еще и «пантонные» цвета. Таким образом, если у вас нет достаточного опыта для самостоятельного определения красочности, будет лучше, если вы отправите макет нам в типографию, а мы уже определим, какую красочность имеет ваша продукция. Помните, что красочность влияет на стоимость полиграфии, то есть вашего заказа.

Что такое «пантонные» цвета?

Иногда, например, если нужно точно воспроизвести фирменный цвет компании или напечатать помимо простого цветного изображения золотыми или серебряными красками, используется цвет из системы Pantone. Обычно макет содержит информацию о том, что используется Pantone — указывается его конкретный номер.

Цвета системы Pantone — это стандартизированные и пронумерованные американской корпорацией Pantone Inc цвета, эталонные копии которых напечатаны на бумаге и распространяются путем продажи. Всего на настоящий момент в системе Пантон более 11000 цветов. Существуют три основных каталога цветов Pantone, используемых в полиграфии: для мелованных матовых и глянцевых бумаг, не мелованных офсетных бумаг и для металлизированных красок, таких как золото или серебро. При этом каталоги цветов Pantone регулярно пополняются новыми цветами. Так, совсем недавно 12.05.2102 года Pantone Inc объявила о пополнении библиотеки 336 новыми цветами. Каталоги представлены в виде «вееров» — скрепленных между собой небольших листов бумаги размером 23,5х4,2 см. Также имеются электронные версии таких каталогов, которые либо уже имеются в профессиональных «дизайнерских» редакторах (например, Adobe Photoshop) либо могут быть экспортированы в них при наличии приобретенного программного обеспечения. Так, например, электронные библиотеки цветов можно включить в QuarkXPress, программы компании Corel и в Adobe Creative Suite.

Для того, чтобы получить тот или иной цвет из системы Pantone, типография либо смешивает триадные краски в указанных для каждого конкретного «пантонного» цвета пропорциях, либо приобретает уже готовую краску, соответствующую номеру цвета библиотеки Pantone.

Красочность издания при использовании и с лицевой и с обратной сторон полиграфии одного цвета из системы Pantone и четырех красок системы CMYK обозначается как 5+5.