Начальник отдела допечатной подготовки

Ж урнал «Формат» неоднократно публиковал материалы о том, как правильно подготовить макет для печати, чтобы минимизировать возможные проблемы в процессе производства. Наша типография (да и вообще любая типография, более или менее серьезно относящаяся к своей работе) всегда стремится заранее поставить клиента в известность о том, какие требования предъявляются к макету, каких типичных ошибок необходимо избегать. Но, несмотря на все предпринимаемые в этом направлении шаги, приходится признать, что количество поступающих в типографию работ со всевозможными ошибками, недоработками, погрешностями достаточно велико. Доля подобных работ в общем объеме заказов, поступающих к нам, составляет в среднем одну треть. Много это или мало? Не так много, чтобы вся наша работа превратилась в сплошное исправление ошибок дизайнеров, но больше, чем могло бы быть. Ведь очень часто к серьезным, даже фатальным — для тиража — последствиям ведет, казалось бы, незначительная ошибка, допущенная по невнимательности. Нельзя сказать, что клиенты типографий совершенно не имеют представления о полиграфии, о производственном этапе работы. Конечно, есть среди заказчиков люди, очень далекие от полиграфической премудрости, но немало и тех, кто имеет достаточное представление о том, что происходит в типографии. Правда, эти знания зачастую поверхностны и разрозненны, а значит, не дают целостной картины. Да это и не нужно клиенту: вполне достаточно следовать советам типографии в том, что касается требований к макету. Собственно, здесь и заключается проблема. Почему, несмотря на то, что исполнитель всегда готов предоставить заказчику список рекомендаций, в макетах по-прежнему столько досадных ошибок? Возможно, эти списки читают невнимательно, или не понимают до конца смысл того или иного требования, или просто относятся к ним несерьезно? Сложно сказать, о чем думает заказчик. Поневоле рождается предположение, что рекомендациям типографий просто не придают должного значения — до тех пор, пока ошибки в макете не проявляются на печати самым неблагоприятным образом. Впрочем, это только в худшем случае. Если типография не проверила полученный макет (а так вполне может случиться), заказчик получит, по сути, бракованное изделие, в котором либо «зарежутся» картинки и текст, либо изображения из-за низкого разрешения получатся нечеткими, либо цвета не будут соответствовать тому, что задумал дизайнер. Если ошибки удалось выявить до печати, их, конечно, можно исправить, либо, в крайнем случае, клиенту придется переделывать макет. Как бы то ни было, это сразу увеличивает срок исполнения заказа: об ошибке нужно сообщить клиенту, затем ее будут исправлять, снова передавать макет в типографию. А ведь часто даже один потерянный день для заказчика критичен.

Но кроме потери времени допущенные при допечатной подготовке ошибки часто ведут к тому, что клиенту приходится идти на дополнительные расходы. Если заказчик просит типографию самостоятельно устранить ошибки, он должен оплатить эти услуги. Могу сказать, что исправить — и даже переделать — можно практически любой заказ. Но вот во что это обойдется — другой вопрос. И все-таки иногда клиенту приходится идти на это, когда временной фактор решающий, а у него нет уверенности, что удастся сделать необходимые исправления самому.

Надо надеяться, все вышесказанное в достаточной степени убедит заказчиков в том, что грамотная подготовка макета к печати с учетом требований и рекомендаций специалистов типографии — это не лишняя головная боль, а необходимое условие эффективной работы. Если пренебрегать допечатной подготовкой, вы почти наверняка столкнетесь с неприятностями позже, когда заказ уже сдан в типографию и, казалось бы, вам остается только ждать окончания печатных и отделочных работ. На самом деле как раз в этот момент могут появиться проблемы, поэтому хотелось бы подчеркнуть важность именно подготовительного этапа. Если заказчики достаточно хорошо понимают причины возникновения проблем, они целенаправленно стараются создавать макеты таким образом, чтобы облегчить жизнь и себе, и исполнителям.

Первый совет, который необходимо дать дизайнеру или верстальщику, словом, тому, кто непосредственно отвечает за создание макета: попросите у типографии-исполнителя список требований к подаче материала. Не поленитесь прочитать его до конца и при необходимости обратитесь за разъяснениями: все вопросы нужно решить до того, как приступать к работе — иначе, вполне вероятно, макет придется переделывать в авральном режиме.

Но это возможно только в том случае, если заранее известно, где будет печататься заказ, например, если ваша компания постоянно сотрудничает с типографией. Так бывает не всегда: очень часто сначала готовится макет, а уже потом принт-менеджер или другое ответственное лицо ищет исполнителя. Поэтому, если нет списка требований и ограничений, предоставленного конкретной типографией, нужно работать по некоторым общим правилам — это позволит избежать очевидных ошибок. Ниже приведен перечень основных критериев, которым должен соответствовать файл (или файлы).

  • Платформа PC/Mac. Скорее всего, у клиента и так установлена одна из этих систем, но включить этот пункт в общий список все же надо. Ведь если макет готовился в какой-нибудь «экзотической» системе, в типографии его просто не смогут открыть.
  • Файл макета. Он должен быть в виде верстки QuarkXpress, файла PS или PDF. Эти файлы примут в любой типографии. Вполне допустимо также отдавать файлы Adobe InDesign и Illustrator. Их примут очень многие типографии, но все-таки не абсолютное большинство — это уже нужно будет уточнять. Работы, выполненные в Corel и Page Maker, будут принимать редко и неохотно (так не лучше ли совсем от них отказаться?).

    О версиях программ будет особый разговор — с этим тоже могут быть трудности.

  • Вылеты под обрез. Их обязательно нужно предусматривать; обычно это 5 мм. Дело в том, что при резке листов нельзя точно сказать, что нож пройдет на задуманном вами расстоянии от текста или изображения. К сожалению, приходится учитывать возможную погрешность резака.

    Если в издании запланированы иллюстрации с вылетом под обрез, то есть как бы выходящие за пределы страницы, необходимо учесть, что погрешность может быть не только в сторону уменьшения, и «продлить» изображение на те же 5 мм справа, слева, сверху или снизу — в зависимости от того, где оно будет находиться.

  • Шрифты, использованные в верстке, должны быть приложены к файлу. В QuarkXpress есть специальная команда — Collect for output, которая соберет в папку сам файл верстки, использованные шрифты и иллюстрации.
  • Грамотно подготовленные изображения. Делайте их в формате EPS (Illustrator версии 8) или tiff с разрешением 300 dpi при масштабе 1:1. Допустимое разрешение в разных типографиях может быть разным (на этот параметр влияет, в том числе, и вид продукции, которую вы хотите напечатать: для иллюстраций газетного качества высокое разрешение не столь важно). Но все же лучше сделать по стандарту. И, конечно, важно не забыть перевести изображение в цветовую модель CMYK.

    Как ни странно, именно с иллюстрациями очень часто и появляются проблемы. Скорее всего, при большом объеме работы, когда, например, в буклете или каталоге очень много картинок, произвести над каждой из них такие простые действия, как перевод в CMYK и установка разрешения 300 dpi, просто забывают. А последствия могут быть серьезные — об этом ниже.

  • Не следует применять сложные эффекты. Конечно, новые версии программ позволяют добиться интересных результатов прямо в верстке, но одно дело — экран монитора, и совсем другое — отпечатанный в машине лист. Изображения на них «живут» по разным законам. Поэтому тени, фоны, эффекты прозрачности должны быть получены в программе обработки изображений — в том же Photoshop, а в верстке работайте с уже готовыми «безобидными» tiff, которые не преподнесут никаких сюрпризов.
  • «Правильный» PDF. Если вы отдаете в типографию файл PDF, его нужно создавать не экспортом из программы верстки, а из файла PS с помощью специального приложения — Adobe Distiller.
  • Формат PDF способен решить множество разных проблем (в частности, файл Quark может в типографии не открыться, могут не работать приложенные шрифты). Но это не универсальное средство. По-прежнему нельзя забывать о грамотной подготовке иллюстраций, разложении цветов по CMYK, обрезных метках.