Почему в полиграфии для синтеза цвета на оттиске не используют краски цветов модели RGB?

Французские художники изобрели в живописи подобный автотипному синтезу художественный прием, назвав его пуантилизмом. Он был изобретен для создания ярких и чистых цветов на полотне. Суть приема состоит в нанесении на холст четких раздельных мазков (в виде точек или мелких прямоугольников) чистых красок в расчете на их оптическое смешение на сетчатке глаза зрителя, в отличие от механического смешения красок на палитре. Изобрел пуантилизм французский живописец Жорж Сера на основе теории дополнительных цветов.

Было замечено, что оптическое смешение трех чистых основных цветов (красного, синего, желтого) и пар дополнительных цветов (красный — зеленый, синий — оранжевый, желтый — фиолетовый) дает значительно большую насыщенность и яркость цвета, чем цвет механической смеси красок на палитре или полотне картины.

Пуантилистическая техника помогла создать яркие, контрастные по колориту пейзажи П. Синьяку и тонко передающие нюансы цвета полотна Ж. Сера, а также повысить декоративность картин многим их последователям, например итальянскому живописцу Дж. Балла.

Модель цветового пространства CIE L * a * b * (CIE LAB).

Модель описания цвета CIE LAB (Рис. ) была создана Международной комиссией по освещению (CIE ) с целью преодоления существенных недостатков вышеизложенных моделей. Она призвана стать аппаратно независимой моде­лью и определять цвета без учета индивидуальных особенностей (профиля) устройства (монитора, принтера, печатной машины и др.). В этой модели любой цвет определяется светлотой (L uminance) и двумя хроматическими компонентами: параметрома, который изменяется в диапазоне от зеленого до красного, и параметромв, изменяющимся в диапазоне от синего до желтого. Геометрический образ модели CIE Lab — шар.

Модель CIE Lab не идеальна и не лишена недостатков, как и модели RGB или CMYK, но ее нужно освоить, поскольку программа Adobe PhotoShop использует ее в качестве модели-посредника при любом конвертировании. Модель CIE Lab принята фирмой Adobe для языка PostScript Level 2.

Один из наиболее каверзных вопросов для студентов-полиграфистов: почему для синтеза цвета на оттиске не используют краски цветов модели RGB, несмотря на явное превосходство охвата и на то, что глаз человека воспринимает красный, зеленый и синий как первичные цвета?

Прежде всего, потому, что, если на оттиске имеются только красная, зеленая и синяя краски, то, как получить желтый цвет? А оранжевый?

Наши глаза реагируют на красный, зеленый и синий цвет. Краска на бумаге используется только для того, чтобы управлять светом. Пурпурная краска на оттиске, например, используется для управления количеством зеленого света, отражающегося от белой бумаги. Чем больше пурпурной краски на оттиске, тем меньше зеленого света, В то же время пурпурная краска на оттиске мало влияет (или вообще не влияет) на красный или синий свет, пропуская их почти полностью.

Таким образом, каждая краска печатного процесса используется для управления одной из первичных составляющих света. Проблема использования, например, красной краски в печати в том, что она управляет двумя составляющими. Красная краска поглощает как синий, так и зеленый свет. Ее использование сделало бы невозможным воспроизведение цветов, образующихся при отсутствии одной составляющей. Мы видим, например, желтый цвет, когда от бумаги оттиска отражается красный и зеленый свет.

Короче говоря, ответ таков: для синтеза цвета на оттиске используют голубую, пурпурную и желтую краски, поскольку с их помощью можно получить красный, зеленый и синий цвета, тогда как с помощью красной, зеленой и синей красок нельзя получить голубой, пурпурный или желтый цвет.