Спуск полос своими руками, или Курсы высшего пилотажа для пользователей QuarkXPress

Хочу предупредить сразу: всё нижесказанное касается только тех дизайнеров, кто УМЕЕТ и ЛЮБИТ работать в QuarkXPress.

Хочу предупредить сразу: всё нижесказанное касается только тех дизайнеров, кто УМЕЕТ и ЛЮБИТ работать в QuarkXPress. Всех остальных прошу не беспокоиться. Хотя и они могут почерпнуть здесь массу полезной информации.

Практически все операции, которые выполняются в типографии, можно схематично воспроизвести вручную: отпечатать на принтере макет, сфальцевать, обрезать по меткам, сшить на скрепку и приклеить обложку, при необходимости, сделать на обложке фигурную вырезку или золотым фломастером обозначить место тиснения фольгой. Именно так поступают художники-асы, когда готовят оригинал-макет для типографии. И только такой оригинал-макет принимают в работу типографии с большим опытом и давними традициями. Это даёт возможность избежать многих проблем при монтаже, печати тиража и послепечатной обработки, а также достоверно убедиться в том, что заказчик сам понимает, чего он хочет получить от типографии.

С чего начать

Для того, что сделать безупречный оригинал-макет необходимо понимать суть некоторых процессов в полиграфии.

Самая первая стадия при работе типографии с плёнками заказчика – проверка качества фотоформ: плотность плашки, линейность фотовывода, совмещаемость по краскам. И если один из параметров не соответсвует принятым стандартам, типография за качество будущей продукции не ручается, особенно, если отсутствует аналоговая цветопроба, то есть та, которая изготовлена конкретно с этих плёнок.

Вторая операция – монтаж фотоформ. В зависимости от формата продукции, печатной машины и размера бумажного листа на печатной форме может располагаться несколько страниц или сюжетов. Задача монтажа – не только совместить фотоформы, выведенные «внарезку», для последующего изготовления печатных форм, но и сделать спуск полос. В чём состоит эта процедура? Страницы издания в пределах печатного листа располагаются в определенном порядке, который позволяет впоследствии сфальцевать лист в один или несколько сгибов и получить готовую для шитья тетрадку. Для этого монтажисту необходимо разместить страницы на листе так, чтобы после фальцовки была возможность обработать полученную тетрадь:

  • при комплектовке вкладкой и шитье на ВШРА на скрепку у тетради должен быть шлейф;
  • при комплектовке подборкой и шитье на клей в корешке должно быть поле для торшонирования;
  • и в том и в другом случае с трёх сторон тетради должно быть поле для подрезки;
  • при спуске полос на сложно-фальцованные буклеты необходимо учесть, что ширина внутренних страниц должна быть меньше на 1–2 мм (в зависимости от плотности бумаг) ширины наружных. Это, кстати, должен знать и дизайнер;
  • при изготовлении спуска для обложки необходимо заложить толщину биговок на корешке и учесть расположение рубчика на передней сторонке;

И так далее. То есть, чем сложнее в послепечатной обработке издание – тем точнее должен быть монтаж и спуск полос.

Несмотря (или даже вопреки) бурному развитию допечатных технологий в наше время в большинстве типографий монтаж – сугубо ручная операция. А следовательно и точность монтажа весьма приблизительная (в пределах 0,05–0,1 мм). И это зависит не только от аккуратности исполнителя, но и от чисто физических факторов: у приводочных крестов есть определённая ширина, у астролона, на котором собираются плёнки есть толщина, у плёнок тоже есть своя толщина. Каждая их этих толщин – оптическая среда со своим светорассеянием и преломлением, и, следовательно, монтаж – это слоёный пирог из пяти оптических сред (миллиметровка, астролон, фотоформа, астролон, фотоформа), толщина которого не позволяет добиться такой же точности совмещения, что и на фотонаборе. Вот и получается – чем больше сюжетов необходимо смонтировать на форме, тем больше может быть погрешность. Добавьте сюда монтаж с маской если есть необходимость точного стыка по растру двух страниц в корешке; простой печатной машины, если на форме неприжим из-за пылинки, попавшей в пространство плёнка–форма. Вывод напрашивается один: для работы на монтажно-копировальном участке требуется огромная концентрация внимания, так как цена ошибки – приладка и простой печатной машины.

Самое современное средствo улучшения качества и ускорения этого технологического этапа производства офсетной полиграфической продукции – использование полноформатных ФНА (размер фотоформы соответствует формату печатной машины), изготовление печатных форм на аппаратах системы Computer-to-Plate, и запись информации прямо на формную секцию печатной машины системы Computer-to-Press. Использование каждого из этих способов может быть обусловлено конкретным технологическим процессом, но в любом из этих случаев процедура спуска полос должна быть сделана на стадии до вывода. Здесь тоже могут быть варианты.

Наиболее продвинутый – спуск полос на RIP выводного устройства. Эту возможность предлагают почти все производители современных растровых процессоров. Она может быть встроенной (как правило в системах Computer-to-Plate, Computer-to-Press) или идти опционом за дополнительные деньги для обычных ФНА. Для подготовки спуска могут использоваться как PostScript-файлы, так и PDF.

Следующий способ – изготовление спуска с помощью специализированных программ (например Impostrip) или расширений для QuarkXPress (например, Imposer).

И самая крайняя мера – спуск полос «вручную», то есть в программе вёрстки.

У каждого из этих способов есть свои достоинства и недостатки, но если опуститься с заоблачных технологических высот в условия конкретной типографии, которая печатает всё: от визиток и листовок до упаковки и многостраничных изданий, то окажется, что именно спуск полос «вручную» способен решить большинство производственных задач. Проблема только в том, что иногда это кажется практически невозможным.

Житейский опыт подсказывает, что самые изящные технологические решения рождаются только по причине полной безвыходности ситуации. Например такой, как необходимость расставить в пределах одного листа печати пять визиток, свёрстанных каждая в своём документе с притягиванием к базовой линии, старт которой имеет соответственно пять разных значений. Это не может присниться даже в страшном сне, а все попытки упорядочить такую чудо-вёрстку обычным способом – вручную – оказываются бесплодны: строчки расползутся вверх и вниз, и будет совершенно непонятно, где надо ставить разметку на резы.

Точно также муторно и долго разрывать связи между текстовыми окнами многостраничного документа и переназначать нумерацию вручную (иначе все страницы в пределах одного спуска будут иметь одинаковый номер).

Но не зря QuarkXPress самая популярная среди дизайнеров программа. Её возможности ограничены только способностями её же пользователя.

This entry was posted in Что такое спуски в полиграфии and tagged , , . Bookmark the <a href="http://sunkomi.ru/spusk-polos-svoimi-rukami-ili-kursy-vysshego-pilotazha-dlya-polzovatelej-quarkxpress/" title="Permalink to Спуск полос своими руками, или Курсы высшего пилотажа для пользователей QuarkXPress" rel="bookmark">permalink</a>.

Comments are closed.