Спуск полос своими руками, или Курсы высшего пилотажа для пользователей QuarkXPress

Хочу предупредить сразу: всё нижесказанное касается только тех дизайнеров, кто УМЕЕТ и ЛЮБИТ работать в QuarkXPress.

Хочу предупредить сразу: всё нижесказанное касается только тех дизайнеров, кто УМЕЕТ и ЛЮБИТ работать в QuarkXPress. Всех остальных прошу не беспокоиться. Хотя и они могут почерпнуть здесь массу полезной информации.

Практически все операции, которые выполняются в типографии, можно схематично воспроизвести вручную: отпечатать на принтере макет, сфальцевать, обрезать по меткам, сшить на скрепку и приклеить обложку, при необходимости, сделать на обложке фигурную вырезку или золотым фломастером обозначить место тиснения фольгой. Именно так поступают художники-асы, когда готовят оригинал-макет для типографии. И только такой оригинал-макет принимают в работу типографии с большим опытом и давними традициями. Это даёт возможность избежать многих проблем при монтаже, печати тиража и послепечатной обработки, а также достоверно убедиться в том, что заказчик сам понимает, чего он хочет получить от типографии.

С чего начать

Для того, что сделать безупречный оригинал-макет необходимо понимать суть некоторых процессов в полиграфии.

Самая первая стадия при работе типографии с плёнками заказчика – проверка качества фотоформ: плотность плашки, линейность фотовывода, совмещаемость по краскам. И если один из параметров не соответсвует принятым стандартам, типография за качество будущей продукции не ручается, особенно, если отсутствует аналоговая цветопроба, то есть та, которая изготовлена конкретно с этих плёнок.

Вторая операция – монтаж фотоформ. В зависимости от формата продукции, печатной машины и размера бумажного листа на печатной форме может располагаться несколько страниц или сюжетов. Задача монтажа – не только совместить фотоформы, выведенные «внарезку», для последующего изготовления печатных форм, но и сделать спуск полос. В чём состоит эта процедура? Страницы издания в пределах печатного листа располагаются в определенном порядке, который позволяет впоследствии сфальцевать лист в один или несколько сгибов и получить готовую для шитья тетрадку. Для этого монтажисту необходимо разместить страницы на листе так, чтобы после фальцовки была возможность обработать полученную тетрадь:

  • при комплектовке вкладкой и шитье на ВШРА на скрепку у тетради должен быть шлейф;
  • при комплектовке подборкой и шитье на клей в корешке должно быть поле для торшонирования;
  • и в том и в другом случае с трёх сторон тетради должно быть поле для подрезки;
  • при спуске полос на сложно-фальцованные буклеты необходимо учесть, что ширина внутренних страниц должна быть меньше на 1–2 мм (в зависимости от плотности бумаг) ширины наружных. Это, кстати, должен знать и дизайнер;
  • при изготовлении спуска для обложки необходимо заложить толщину биговок на корешке и учесть расположение рубчика на передней сторонке;

И так далее. То есть, чем сложнее в послепечатной обработке издание – тем точнее должен быть монтаж и спуск полос.

Несмотря (или даже вопреки) бурному развитию допечатных технологий в наше время в большинстве типографий монтаж – сугубо ручная операция. А следовательно и точность монтажа весьма приблизительная (в пределах 0,05–0,1 мм). И это зависит не только от аккуратности исполнителя, но и от чисто физических факторов: у приводочных крестов есть определённая ширина, у астролона, на котором собираются плёнки есть толщина, у плёнок тоже есть своя толщина. Каждая их этих толщин – оптическая среда со своим светорассеянием и преломлением, и, следовательно, монтаж – это слоёный пирог из пяти оптических сред (миллиметровка, астролон, фотоформа, астролон, фотоформа), толщина которого не позволяет добиться такой же точности совмещения, что и на фотонаборе. Вот и получается – чем больше сюжетов необходимо смонтировать на форме, тем больше может быть погрешность. Добавьте сюда монтаж с маской если есть необходимость точного стыка по растру двух страниц в корешке; простой печатной машины, если на форме неприжим из-за пылинки, попавшей в пространство плёнка–форма. Вывод напрашивается один: для работы на монтажно-копировальном участке требуется огромная концентрация внимания, так как цена ошибки – приладка и простой печатной машины.

Самое современное средствo улучшения качества и ускорения этого технологического этапа производства офсетной полиграфической продукции – использование полноформатных ФНА (размер фотоформы соответствует формату печатной машины), изготовление печатных форм на аппаратах системы Computer-to-Plate, и запись информации прямо на формную секцию печатной машины системы Computer-to-Press. Использование каждого из этих способов может быть обусловлено конкретным технологическим процессом, но в любом из этих случаев процедура спуска полос должна быть сделана на стадии до вывода. Здесь тоже могут быть варианты.

Наиболее продвинутый – спуск полос на RIP выводного устройства. Эту возможность предлагают почти все производители современных растровых процессоров. Она может быть встроенной (как правило в системах Computer-to-Plate, Computer-to-Press) или идти опционом за дополнительные деньги для обычных ФНА. Для подготовки спуска могут использоваться как PostScript-файлы, так и PDF.

Следующий способ – изготовление спуска с помощью специализированных программ (например Impostrip) или расширений для QuarkXPress (например, Imposer).

И самая крайняя мера – спуск полос «вручную», то есть в программе вёрстки.

У каждого из этих способов есть свои достоинства и недостатки, но если опуститься с заоблачных технологических высот в условия конкретной типографии, которая печатает всё: от визиток и листовок до упаковки и многостраничных изданий, то окажется, что именно спуск полос «вручную» способен решить большинство производственных задач. Проблема только в том, что иногда это кажется практически невозможным.

Житейский опыт подсказывает, что самые изящные технологические решения рождаются только по причине полной безвыходности ситуации. Например такой, как необходимость расставить в пределах одного листа печати пять визиток, свёрстанных каждая в своём документе с притягиванием к базовой линии, старт которой имеет соответственно пять разных значений. Это не может присниться даже в страшном сне, а все попытки упорядочить такую чудо-вёрстку обычным способом – вручную – оказываются бесплодны: строчки расползутся вверх и вниз, и будет совершенно непонятно, где надо ставить разметку на резы.

Точно также муторно и долго разрывать связи между текстовыми окнами многостраничного документа и переназначать нумерацию вручную (иначе все страницы в пределах одного спуска будут иметь одинаковый номер).

Но не зря QuarkXPress самая популярная среди дизайнеров программа. Её возможности ограничены только способностями её же пользователя.