ЗАЧЕМ НУЖНА ВЫСЕЧКА?

Отделочные процессы составляют важную часть полиграфии: именно они способны придать печатной продукции неповторимый вид. Предлагаем вам статью о возможностях высечки и смежных с ней технологий.

К огда заходит речь о полиграфии, как правило, говорят о печати или допечатной подготовке, реже — о брошюровке. При этом редко вспоминают о технологиях, применяемых в производстве подавляющего большинства печатной продукции: о высечке и надсечке.

Для многих неочевидно, но около 50% от общего объема производимых полиграфических изделий изготавливается с применением этих технологий. Судите сами: вся картонная упаковка и гофротара, подавляющее большинство бумажных этикеток, большое количество рекламной продукции, открытки, папки, самоклеящиеся этикетки и почтовые марки, детские книги и настольные игры, продукция для оформления точек продаж и т. д. Если представить, сколько у нас производится, например, картонной упаковки, то приведенные 50% становятся очевидными.

Однако, внимание к этим технологиям как со стороны маркетинговых служб, так и со стороны СМИ оставляет желать лучшего. Попробуем немного изменить эту ситуацию.

При этом есть еще один аспект. В большинстве случаев, при заказе продукции (например, упаковки) клиент с трудом может себе представить развертку коробки, ее конструкцию и технологию изготовления. Именно поэтому мы и попытаемся помочь вам разобраться в особенностях технологии высечки и узнать о ее возможностях.

ВЫСЕЧКА И ЦЕНА

Е сли при производстве изделия необходима высечка, то его цена заметно возрастает. Это вполне оправданно. Причин здесь две: во-первых, появляется дополнительная технологическая операция, которая стоит денег. Во-вторых, необходимо изготовить высечной штамп (см. рисунок). Как правило, типография его заказывает в специализированных компаниях. Стоимость штампа включается в стоимость заказа и зависит от его сложности: она может составлять десятки или сотни долларов.

Соответственно, если тираж небольшой, а штамп сложный, стоимость единицы экземпляра может показаться заказчику нереальной.

Выход из этой ситуации один: использовать уже готовые штампы, которые, как правило, существуют в большом количестве у компаний, профессионально занимающихся высечкой.

В этой связи задумывая, например, новую красивую папку, целесообразно поинтересоваться у типографии, какие штампы для папок уже есть. Скорее всего, из предложенных вам вариантов можно будет выбрать штамп под папку желаемой толщины и формы. В этом случае производство окажется существенно дешевле. То же самое может быть и с упаковкой. Зачастую в специализированных типографиях уже имеются штампы для изготовления различных видов коробок.

Область применения

Ч то необходимо понимать, разрабатывая дизайн для того или иного вида печатной продукции? Как только в проектируемом изделии появляется фигурный контур или пересечение прямых, образующих тупой угол, без высечки уже не обойтись.

Даже простые закругленные уголки у карманного календаря — уже повод сдавать заказ тем, кто обладает возможностью высечки (для кругления уголка может иcпользоваться и другая технология).

Высечка (другое название — штанцевание) — сквозное прорезание обрабатываемого материала режущей линейкой штанц-формы по непрерывной линии с одновременным созданием биговок, рицовок, перфорации и других видов воздействия на обрабатываемый материал. Высечка производится на специальном оборудовании с полистной обработкой. Это означает, что за один такт машины обрабатывается один лист, хотя готовых изделий на нем может быть несколько. Высечка производится плоскими или ротационными штанц-формами.

Надсечка (другое название — рицовка) — частичное прорезание материала режущей линейкой меньшей, чем в случае сквозного прорезания, высоты. Обычно материал надсекается на 1/2. 2/3 толщины обрабатываемого материала. Самое распространенное применение надсечка находит в изготовлении самоклеящихся этикеток. Для этого слой собственно материала этикетки прорезается полностью, а слой силиконизированной бумаги, закрывающей клей, остается целым. Так, например, удается изготовить рулон с большим количеством самоклеящихся этикеток, использующихся для нанесения на тару специальными автоматическими этикетировочным машинами.