Что же это такое «верстка полиграфической продукции»?

Верстка, полиграфический процесс изготовления печатной формы, заключающийся в составлении страниц (полос) определенного формата из гранок набранного текста, элементов оформления и др. При подготовке и в результате верстки определяются количество страниц в издании, строк на странице, расположение заголовков, иллюстраций, титульных элементов, справочных материалов, размеры пробелов (спусков) на начальных страницах и др.

Верстка производится в типографии по макетам издательства или по разметкам на оттисках гранок набора и клише; при выпуске изданий по безграночному методу верстка выполняется по разметке на оригинале (рукописи) ; при верстке по оригиналу-макету последний поступает в типографию в виде постраничного макета с точным и окончательном расчетом, с разметкой всех материалов. В изданиях, которые печатаются способом плоской (офсет) и глубокой печати, некоторые элементы верстки уточняются в процессе монтажа негативов и диапозитивов текста и иллюстраций, но и в этом случае композиция определена ранее составленным макетом.

Главная задача верстки — выявление логической структуры текста, обеспечение удобочитаемости и необходимых пропорций страниц н издания в целом. Текст верстается в одну, а также в две, три и более колонок. Особые требования предъявляются к верстке текста с иллюстрациями, которые должны располагаться возможно ближе к иллюстрируемому тексту. Каждая иллюстрация должна быть поставлена с таким расчетом, чтобы страницы и развороты были уравновешенными и организованными.

Существует несколько основных схем верстки иллюстраций: открытая — иллюстрации ставятся по верхнему или нижнему краю полосы; закрытая — иллюстрации ограничены текстом сверху и снизу; глухая — иллюстрации окружены текстом со всех сторон, а также верстка с размещением иллюстраций на полях или с частичным выходом их в поле.

Верстка должна отвечать ряду требований: конструктивно-композиционным — обеспечивать максимальной удобство пользования изданием, наглядно выявлять структуру и композицию, определять значимость и соподчиненность всех компонентов; экономическим — предусматривать компактное расположение материалов, при котором достигается высокий процент использования площади бумаги; производственно-техническим — соответствовать особенностям производства, его технологии и оборудованию; эстетическим — обеспечивать выразительность внутренней формы издания, красоту пропорции, графическое единство всех элементов оформления.

В последние годы при макетировании изданий стали применять принципы художественно-технического конструирования, построения изданий по модульной системе, при которой размеры и расположение элементов определяются математически.

Верстка журналов и газет имеет свою специфику, вытекающую из требований оперативности, из структуры материалов — многочисленные, краткие и разнородные тексты и иллюстрации. Задача верстки журнала — оформить материал номера в композиционно законченном виде, отделить один материал от другого и вместе с тем сохранить графическую и логическую связь всех элементов. Печатание журналов способом офсетной и глубокой печати позволяет свободнее использовать площади разворотов, разнообразнее размещать материал и дает относительно более доступное использование цвета. Верстка газет отличается большим разнообразием размещения материалов с учетом их оперативности, выделением наиболее ответственных статей, расположением текста на определенных, привычных для читателя местах. Большие статьи, очерки, рассказы иногда верстают так называемом подвалом — они занимают все колонки внизу газетной полосы. В разных газетах верстка строится по-разному, но во всех случаях необходимо обеспечить компактность размещения материалов, сохранение композиционного единства отдельных газетных полос и номера в целом.